Разновидности и конструкция пружинных зажимов для опалубки
Еще недавно традиционным комплектом для фиксации щитов опалубки был стяжной болт, две фиксирующие гайки и расходные материалы (конусы и трубка ПВХ). Сейчас для этих целей строители все чаще используют пружинный зажим для опалубки. Нагрузки, которые выдерживают такие зажимы, вполне подходят для обустройства опалубки фундаментов, колонн и стен монолитных домов.
Конструкция пружинного зажима
Конструктивно пружинный зажим выполнен довольно просто. Он состоит из:
- металлической площадки (стандартный размер 70⨯105 мм) с ребрами жесткости и отверстием (Ø=10 мм) для арматурного прутка;
- направляющего корпуса, приваренного к площадке под углом 90˚;
- подвижного зубчатого язычка и мощной пружины, закрепленных на корпусе с помощью двух прочных заклепок.
Жесткая и упругая пружина обеспечивает зацепление зубчатого язычка за арматуру (Ø=6÷10 мм; гладкую или ребристую). Профессионалы считают самым оптимальным использование ребристой арматуры Ø=8 мм. Язычок, который является самым важным узлом конструкции, отвечает за максимальные нагрузки и длительность срока эксплуатации. Материал этого элемента закаляют особым способом, затем на него наносят антикоррозийное покрытие (чаще всего оцинковывают). Как правило, арматурные прутья изготавливают из сортов стали с невысоким содержанием углерода, поэтому закаленные зубцы язычка легко зацепляются за арматуру и плотно фиксируют изделие на прутке после обтяжки зажимным ключом.
Разновидности зажимов
В зависимости от того, какую нагрузку могут выдерживать пружинные зажимы для опалубки, их подразделяют на:
- простые (стандартные), выдерживающие нагрузки 2÷2,5 тонны;
- усиленные (рассчитанные на нагрузки 3÷4 тонны).
Для изготовления площадок стандартных изделий используют сталь толщиной 3,5 мм; для усиленных – 4 мм. Основное же отличие усиленного варианта от простого замка – дополнительное ребро жесткости, приваренное к корпусу и площадке. Такая конструкция предотвращает деформацию платформы при больших нагрузках. Конструкция и материал язычка у обеих разновидностей одинаковы (стандартная толщина металла для язычка – 6,1 мм). Для усиленных моделей применяют более мощные пружины.
Установка и демонтаж
Процесс установки пружинного зажима довольно прост и не требует особых навыков. Технология установки и демонтажа:
- В технологические отверстия щитовой опалубки вставляем пруток арматуры (Ø=6÷10 мм).
- Отжимаем язычок и свободно одеваем пружинные зажимы на арматуру с обеих сторон опалубочной системы.
- С одной стороны (наиболее удобной для работы) одеваем на арматуру обжимной ключ и продвигаем его до упора.
- С помощью малого рычага фиксируем обжимной ключ на арматуре, большим рычагом, не прикладывая особого усилия, вытягиваем арматуру, тем самым обтягиваем замок. При помощи зубчатого язычка он плотно фиксируется на арматурном прутке и обеспечивает жесткость опалубочной конструкции. Второй зажим (на противоположном конце прутка) обжимается автоматически.
После отвердевания раствора для демонтажа пружинных замков достаточно слегка ударить по язычку молотком и снять его с арматурного прутка. После разборки опалубочной конструкции торчащие из бетона куски арматуры аккуратно срезают.
Преимущества и недостатки пружинных зажимов
По сравнению со стяжным болтом (в комплекте с фиксирующими гайками) пружинный зажим обладает целым рядом преимуществ:
- Цена двух зажимов значительно ниже цены комплекта (стяжной болт плюс две гайки).
- Нет необходимости приобретать расходные материалы (конусы и трубку ПВХ). Арматурные прутья, используемые в качестве расходных материалов, в достаточном количестве имеются на стройплощадке.
- Простота установки и демонтажа.
- Высокая скорость обустройства опалубочной системы при минимальных трудозатратах.
- Возможность изготовления опалубки нестандартных размеров, так как арматурный пруток легко отрезать любой необходимой длины.
Однако, недостаток у этих устройств все же есть: их нельзя применять при строительстве крупных монолитных железобетонных конструкций (тоннелей, мостов, эстакад), вследствие недостаточных нагрузочных характеристик (не более 4 тонн). Для возведения таких сооружений придется использовать стяжные болты, выдерживающие нагрузки до 17÷20 тонн.
Производители и цены
Среди Российских производителей пружинных зажимов для щитовой опалубки лидирующее место на строительном рынке занимает компания Баумак
. Простая модель (нагрузка до 2500 кг) стоит 50÷60 рублей. Усиленный вариант Якбизон
от этого производителя выдерживает максимальные нагрузки до 3000 кг: язычок изделия закален в азотной среде, что придает ему особую прочность и обеспечивает длительный срок эксплуатации. Стоимость такого изделия составляет 71÷92 рубля.
Из импортных изделий данной категории наиболее широко представлены зажимы фирмы Nam Demir
(Турция). Компания производит как простые устройства, так и усиленные. Цена изделий от этого производителя в зависимости от нагрузки: 50÷85 рублей за штуку.
Все производители пружинных зажимов выпускают и обжимные ключи для их установки. Цена варьируется в пределах от 1800 до 2500 рублей.
Виды зажимов для опалубки, их сфера применения и монтаж
В современном строительстве нередко используются монолитные технологии. Особенности этого способа заключается в том, что конструкции отливаются из бетонного раствора, а не собираются из блоков или кирпичей.
Для заливки бетонного раствора собирают специальные формы из щитов. Для их соединения применяют стержни, которые вставляют в монтажные отверстия на щитах. Для скрепления этих стерней применяют специальный зажим для опалубки, его основное назначение – надежная фиксация элементов.
Для чего нужны зажимы
При монтаже опалубочных форм устанавливают друг напротив друга щиты из металла, пластика или ламинированной фанеры. Если раньше для скрепления щитов применяли стяжные болты с гайками, то в наше время все чаще используются при строительстве пружинные зажимы.
Это довольно простые устройства, выдерживающие нагрузки, которые оказывает бетонная смесь. Зажимы применяют при возведении опалубки для отливки фундаментов и стен. Конструкция замка простая, он состоит из следующих деталей:
- площадки металлической (стандартный размер 105 на 70 мм), эти площадки, усиленные ребром жесткости, имеют отверстия для арматурных прутов;
- направляющего, который приварен к площадке под прямым углом;
- мощной пружины и подвижного язычка с зубчиками, эти детали закреплены при помощи прочных заклепок.
Язычок зацепляется за арматурные пруты, которые вставляют в монтажные отверстия опалубочных щитов, поэтому эта деталь должна быть максимально прочной и устойчивой к нагрузкам. Для изготовления детали используется прочный металл с антикоррозионным покрытием.
Использование пружинных замков возможно при применении арматурных прутьев диаметром от 6 до 20 мм. Чтобы закрепить зажим, необходимо использовать специальный ключ, при помощи которого затягивается пружина. Разберемся, в чем преимущества применении зажимов, какие разновидности этих устройств существуют и какие отличия существуют между ними.
Преимущества и недостатки зажимов
Чтобы понять, какой вариант крепления выбрать при монтаже опалубки, необходимо оценить преимущества и недостатки пружинных зажимов и сравнить их с использованием стяжных болтов. Основными плюсами применения являются:
- Экономия времени. Установить и снять пружинный замок намного проще и быстрее, чем болт, так как не нужно тратить время на закручивание и откручивание гаек;
- Рациональное распределение средств. Зажимы стоят дешевле, чем комплект стяжных болтов.
- Высокая прочность. Применение пружинных замков позволяет создать прочное и надежное крепление.
- Высокая оборачиваемость. Пружинные замки выдерживают многочисленные циклы работы.
- Удобство монтажа. Устанавливают пружинные клипсы только с одной стороны опалубки. На второй стороне прутка приваривают фиксатор – кусок арматуры. Таким образом, один конец прутка будет похож на букву
Т
, а второй останется свободным. Свободный конец вставляют в монтажные отверстия и устанавливают на него пружинную клипсу.
- Экономия материалов. При установке стяжных болтов, их монтируют в трубках из ПВХ, чтобы исключить контакт крепежа с бетонной смесью. В результате в монолитной конструкции остаются отверстия. При применении зажимов арматурный пруток извлекать не нужно, достаточно будет просто срезать выступающий конец арматуры.
- Универсальность. Использование этого крепежа возможно при сооружении опалубочных форм любых размеров.
Но, несмотря на многочисленные преимущества, есть у этого способа крепежа и существенный недостаток, а именно ограничение по нагрузке. Замки могут выдержать давление не более 4 тонн. Поэтому при сооружении крупных сооружений этот тип крепежа практически не используется.
Совет! Для сравнения приведем показатель предельной нагрузки, которая может быть оказана на стяжные болты, он составляем 20 тонн, то есть, в 5 раз больше, чем предельная нагрузка для пружинного замка.
Разновидности зажимов
Выпускаются пружинные клипсы разных видов, классификация проводится с учетом нескольких признаков. По материалу изготовления выделяют:
- стальные с порошковой окраской;
- стальные с оцинковкой.
Модели из оцинкованной стали прослужат дольше. Дело в том, что порошковая краска обеспечивает худший вариант защиты от коррозии, чем оцинковка. Кроме того, оцинкованные детали не требуют периодического обновления наружного покрытия, в отличие от деталей окрашенных. По нагрузке выделяют 3 вида:
- облегченные, способные выдержать нагрузку до 2000 кг, их использование возможно при возведении малых архитектурных элементов;
- усиленные модели могут выдержать нагрузку до 2500 кг, отличием является материал язычка, металл для изготовления этой детали закаляют в азотной среде. Кроме того, используется более прочная пружина;
- суперусиленные, снабженные дополнительным ребром жесткости на площадке, эти модели способны выдержать нагрузку до 4000 кг.
Установка и демонтаж
Разберемся, как правильно использовать пружинные клипсы для крепления опалубки. Правильный порядок действий:
- щиты опалубки устанавливают на запланированном расстоянии друг от друга;
- в отверстия вставляют арматурные прутки, свободный край прутка должен выходить за пределы щитка на 15 см;
- на выступающий конец прутка надевают зажим и сдвигают его так, чтобы он плотно прилегал к щиту;
- надевают ключ на замок, закрепив его при помощи верхнего рычажка;
- поворачиваем нижний рычажок, фиксируя замок.
Демонтажные работы провести еще проще. Необходимо:
- дождаться застывания бетона, как правило, не имеет смысла ждать до полного отвердевания смеси, достаточно будет, чтобы конструкция приобрела начальную прочность;
- молотком бьем по язычку лягушки и снимаем замок;
- при помощи болгарки спиливаем выступающие части арматурных прутков.
Совет! При покупке пружинных замков нужно обратить внимание на то, что на рынке есть изделия разных производителей. Поэтому нужно обращать внимание на качество сварных швов, толщину площадки и мощность пружины.
Итак, зажим, устанавливаемые на арматурные прутки при монтаже опалубки – это относительно новая технология в сфере монолитного строительства. Оно очень удобно в использовании, монтаж осуществляется буквально за считанные секунды, демонтаж осуществляется буквально одним движением.
Стоимость пружинных замков относительно невысокая, стоят они существенно дешевле, чем стяжные болты, применяемые для тех же целей. Единственным недостатком является ограничение по нагрузкам, так, даже усиленный зажим нельзя применять для монтажа опалубочных систем, если планируемая нагрузка больше, чем 4000 кг.
Зажим для опалубки. Крепление пружинными зажимами.
Сегодня мы поговорим о пружинных зажимах для крепления опалубки. Такие зажимы еще называют замками лягушками.
Сфера строительства — одна из тех областей, где трудно изобрести что-то новое. Проще говоря, на протяжении многих лет профессиональные строители, да и просто мастера-самоучки, используют проверенные временем технологии. Не принято изобретать велосипед
и в процессе возведения опалубки.
Все по старинке стягивают щиты специальными винтами с гайкой, применяя дополнительно такие элементы, как конус и трубка ПВХ. Вроде бы, метод практичный и надежный. За исключением одного но
. Со снятием опалубки в образовавшемся изделии из бетона обнаруживаются неприглядные отверстия. На первый взгляд — мелочь, которую не сможет пережить лишь эстет и перфекционист. Однако, это заблуждение. Ведь такие отверстия негативно сказываются на прочности конструкции. Благо, продвинутые строители, путём проб и ошибок, пришли к такой же эффективной технологии возведения опалубки и, что самое главное — она обходится без отверстий в процессе строительства.
Зажимы для опалубки
Несмотря на то, что многие до сих пор продолжают сооружать опалубку так называемым дедовским способом, многие люди используют инновационный метод. Справедливости ради, он не такой уж и новый. Но не в этом суть. Данный метод предусматривает сборку элементов опалубки при помощи пружинных зажимов. С первого взгляда может показаться, что это какой-то изощренный метод, который берут на вооружение лишь высокопрофессиональные строители. Но подобное утверждение ошибочно. Так как воспользоваться пружинным зажимом в процессе возведения опалубки может каждый желающий.
Пружинный зажим для опалубки: преимущества и недостатки.
Можно сколько угодно расхваливать пружинные зажимы за их эффективность, практичность и современность, но по-настоящему оценить их можете только Вы сами.
Итак, использование технологии пружинных зажимов в процессе возведения опалубки отличается от традиционной методики тем, что:
- Не придётся тратиться на трубки и конусы из ПВХ, что позволяет ощутимо сэкономить в деньгах.
- Процесс установки, а также демонтажа конструкции предельно прост. Занимает несколько секунд. А это экономия не только денег, но и времени.
- Цены на пружинные крепежи не кусаются. В среднем, они стоят примерно 2 раза дешевле, чем привычные винты с гайками.
- Такие зажимы являются универсальными. То есть, они подойдут для абсолютно любой опалубки, даже самой нестандартной.
- Предельный диаметр зажима арматурных прутьев составляет 10 мм.
Ключ для зажима для опалубки
Использование пружинного зажима предусматривает наличие не только арматурного прута, но и специального ключа. Одним словом, все предельно просто. Ведь арматура отыщется на любой стройплощадке. Что же касается ключа, то и с ним не возникает никаких проблем. Данный инструмент поставляется вместе с зажимом.
Недостатком пружинных зажимов являются большие размеры зажимного ключа, из-за чего в стесненных пространствах для сжатия опалубки приходится использовать подручные инструменты.
Не рекомендуется использовать пружинные зажимы с композитной арматурой, потому что прочность крепления получается недостаточно высокой из-за характеристик самой композитной арматуры. Пружинные зажимы рассчитаны на работу с металлической арматурой.
Стягивание опалубки пружинными зажимами.
Конструкция замка зажимного типа довольно проста. Эта простота проявляется не только в использовании, но и в элементах конструкции замка. Пружинный механизм выполнен в форме замка-клипсы, который размещен на платформе и оборудован закрывающимся язычком. Ни каких сложных механизмов нет.
Рассмотрим сам процесс фиксации такого замка. Берётся обычный арматурный прут (не менее 6 мм, но и не более 10 мм), которым скрепляются между собой параллельные щиты опалубки. Затем на оба конца арматуры наживляется по замку. Потом происходит фиксация крепежного элемента ключом. Что же касается противоположного замка, то он самозащелкивается. Как итог, образуется весьма прочная конструкция.
При этом не должно возникнуть проблем и со снятием такого замка. Осуществить данную операцию очень легко. Достаточно вооружиться обыкновенным молотком и один раз ударить им точно по язычку. Нанести удар следует быстро, но в то же время несильно. После удара молотком натяжение замка пропадает и он легко снимается руками.
Завершающий штрих — это срезка лишних, выступающих, частей арматурного прута после затвердевания бетона. Арматура остается в самом бетоне. Как видите, данная технология является эффективной и одновременно простой.
Производством таких крепежных принадлежностей занимаются не только отечественные изготовители, но и европейские компании. И те, и другие выпускают качественные изделия, которые способны выдержать высокие нагрузки. Например, самый распространенный в строительстве зажим может выдерживать нагрузку около 2 тонн.
Примечательно, что такие крепежи используются не только в процессе возведения опалубки. Их широко используют при строительстве монолитных стен, а также опор мостов. Находится им применение и при прокладке тоннельных шахт, возведении колонн. Но главным является то, что подобные крепежные элементы одинаково хорошо подходят для надежного соединения как простых, так и сложных конструкций.
Стоимость таких крепежные элементы относительно низка. Особенно, если сравнивать их стоимость с ценой устаревающих гаек с винтами. Если последние продаются в пределах 300 рублей, к тому же еще и требуют дополнительных принадлежностей (ПВХ трубка и конус), которые также стоят заметных денег. То пружинные зажимы обходятся покупателю примерно в 60 рублей за одну единицу.
Наиболее популярные пружинные зажимы для опалубки.
На российском рынке представлена в широком ассортименте как отечественная, так и импортная продукция — зачастую произведенная на территории Турции. Эта страна выпускает пружинные зажимы Hold (выдерживает 2 тонны), PROM (3 тонны) и замок для арматуры ALDEM (более 2 тонн). Что же касается России, то отечественный производитель предлагает крепежные зажимы Чироз
(лягушка). Они также способны выдержать более 2 тонн нагрузки.
Пружинные зажимы оснащены сверхпрочным язычком, который изготовлен из закаленного металла. Благодаря чему его зубцам нестрашны внешние воздействия. Поверхность язычка, которая обработана оцинковочным составом, не подвергается коррозии. Что же касается толщины самой платформы, то она составляет 4 мм. При этом крепежный механизм оборудован сверхпрочной тугой пружиной.
К слову, подобные инструменты не поступают в продажу просто так. Перед тем, как запустить их в реализацию, компании-изготовители обязаны пройти ряд испытаний. Лишь получив соответствующие сертификаты и протоколы, они вправе реализовывать данную продукцию. Так что все крепежные элементы, представленные на рынке, обладают гарантированно высоким качеством и одобрены высококвалифицированными специалистами к применению на различных строительных объектах.