Смотровая яма в гараже: подготовка материалов, размеры, технология строительства
Гараж с ямой – мечта каждого автолюбителя. Смотровая яма позволяет сэкономить на ремонте автомобиля, замене масла и других работах, связанных с днищем или подвеской автомобиля. Но для многих такое удовольствие остается лишь мечтой. В этой статье мы постараемся доказать, что это не такая уж и сложная задача, и с ней справится любой.
Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже своими руками, необходимо произвести несколько расчетов и замеров.
Планирование размещения
На самом начальном этапе желательно узнать, насколько глубоко залегают грунтовые воды. Обустройство смотровой ямы в гараже обязывает наличие залегания грунтовых вод глубиной не менее 2,5 метров. Если акватория, выбранная для гаража, расположена выше, то от задуманной идеи лучше отказаться. Если нет желания вызывать спецслужбы для измерения глубины вод, то можно поинтересоваться у владельцев соседних гаражей, как у них обстоят дела с ямами.
В зависимости от полученных сведений о грунтовых водах необходимо спланировать гидроизоляцию смотровой ямы. Некоторые автолюбители отказываются от этого важного шага, ссылаясь на то, что грунтовые воды находятся слишком глубоко и не так высоко поднимаются. Однако геологическая ситуация может измениться в любой момент. Кроме того, таким сюрпризом нас устраивает последнее время года, когда за один день может выпасть месячное или даже годовое количество осадков. В таких ситуациях может случиться все что угодно. Поэтому игнорировать гидроизоляцию подвала или ямы в гараже глупо.
Учитывая климатические условия и наличие низких температур зимой, гаражную яму можно дополнительно утеплить. Пенопласт считается оптимальным вариантом для этих целей. Он не боится влаги и не поддается процессам плесени или нагноениям. Выкопанную яму необходимо утеплить снаружи, то есть слой пенопласта должен располагаться между стенкой ямы и земляным комом. Пенополистирол необходимо защитить от сырости грунта слоем гидроизоляции.
Правильное обустройство смотровой ямы в гараже не может обойтись без вентиляции. Система вентиляции будет играть очень важную роль для автомобиля, инструментов и вещей, хранящихся в гараже, а также самого автолюбителя. В пользу этого пункта говорят следующие проблемы, которые можно решить с помощью правильно продуманной и выполненной вентиляции:
- Образование и удержание влаги в закрытом, холодном помещении (ее избыток отрицательно сказывается на работе автомобиля и других инструментов);
- Выброс вредных веществ и паров автомобилем и другими средствами, находящимися в гараже;
- Отсутствие притока чистого воздуха зимой при закрытых воротах.
Система вентиляции в самодельной яме может быть выполнена по двум схемам:
- общая вентиляция;
- Автономная вентиляция.
Общая вентиляция подразумевает наличие двух труб, имеющих выход из гаража на улицу. Одна из труб транспортирует свежий воздух снаружи и распределяет его по основному помещению и смотровой яме. Для таких манипуляций в трубе есть тройник вход-выход в гараж-выход в яму. Вторая труба обеспечивает отвод воздуха наружу из обеих комнат. Его нижний край находится на самом верху ямы и забирает оттуда грязный воздух, под потолком гаража есть второе отверстие в трубе, куда уходят все «ароматы» его напольной части.
Наружу отработанный воздух выбрасывается через верхний край трубы, возвышающийся над уровнем крыши на 50 см. Вход и выход вентиляционной трубы должны располагаться на противоположных стенах гаража.
Автономная вентиляция смотровых ям применяется крайне редко. Для его организации необходимо провести две трубы под стены гаража или вывести их на крышу. Входной патрубок должен быть расположен на дне ямы, а выходной – на его вершине. Внешний край подводящей трубы необходимо разместить на уровне 50 см над землей и защитить специальной решеткой. Уличную часть отводящей трубы необходимо приподнять над землей на 2-2,5 м и прикрыть металлическим наконечником в виде зонта. Такое устройство защитит трубу от проникновения в нее дополнительной влаги и грязи.
Обязательным условием обустройства качественной вентиляции является ее проверка на завершающих этапах. Для того чтобы проверить систему вентиляции, достаточно поднести к ее выходу зажженную спичку, свечу или зажигалку.
При этом пламя огня должно идти внутрь трубы, как бы засасываясь туда. Если поднести свет к входному отверстию, то на пламя должна подуть струя воздуха — возможно, огонь даже погаснет.
В схеме планировки ямы для гаража также желательно учесть еще два важных момента – источники дополнительного освещения и проемы в стене в виде ниш
Очень удобным приспособлением для автолюбителя станут ниши – в любой момент в них можно положить что-то для работы или хранить в них часто используемые вещи или инструменты. Их расположение следует учитывать при разработке эскиза и возведении стен. Для обустройства таких углублений часто используют металлические ящики или временные деревянные модели, которые впоследствии бетонируют.
При планировании освещения необходимо учитывать следующие нюансы:
- Напряжение внутри смотровой ямы должно быть не более 36В (220В в таких помещениях запрещено);
- Кабель электропроводки должен быть максимально защищен – его желательно поместить в специальную металлическую гофрированную трубу;
- Лампы необходимо использовать на 12В или 36В — лучше всего подойдут светодиодные лампы со льдом (вольфрамовые лампы склонны к взрыву).
Строительные материалы
Если грунтовые воды очень глубокие, то можно сделать котлован своими руками из кирпича или пеноблоков. Если грунт под гаражом отличается повышенной влажностью, то его лучше всего залить бетоном. Дело в том, что бетон не боится влаги, а напротив, крепнет под ее воздействием. Для заливки бетона необходимо дополнительно армировать стену.
Вот список всех материалов, которые могут вам понадобиться для обустройства ямы своими руками:
- Щебень;
- гравий;
- Цемент;
- Брус 30х30 или 40х40;
- Доска 25мм или фанера 10х15 (для опалубки)
- Доска 40-45мм обработанная (чтобы закрыть яму);
- Арматурный пруток 6х8 (для армирования);
- Плотный полиэтилен, рубероид, бутилкаучук или акваизол (для гидроизоляции);
- Уголок 50х50 (для ограждения ямы и закрепления ее периметра);
- Проволока 1,5х2 (для обвязки армированной сетки);
- Труба пластиковая 100мм (вентиляция);
- Кирпич, пеноблоки или цемент (для возведения стен).
Варианты ямы
Прежде чем копать яму, необходимо определить ее параметры и нанести разметку на поверхность земли или пола.
При разметке следует учитывать, что во встроенном гараже со стяжкой пола нанесение чертежа намного проще, чем при отсутствии гаража. На голой земле можно использовать колышки или четыре маяка, вбитые в землю по всему периметру, на которые натянута веревка, формирующая форму и размеры будущего рва.
В случае с построенным гаражом возникает другая проблема – в нем вырыть котлован намного сложнее, чем на открытом участке земли. В этой ситуации воспользоваться услугами техники невозможно – все придется делать самому.
Кроме того, желательно заручиться помощью со стороны, так как помимо перекопки придется еще и вывозить открытый грунт. Такая работа потребует гораздо больше времени и сил. Выкопанную землю лучше не увозить далеко, так как она еще понадобится для закапывания проема между облицованным и грунтовым краем котлована.
- Как правило, ширина ямы напрямую зависит от расстояния между колесами автомобиля – оно должно быть на 20 см меньше этого расстояния;
- Необходимо учитывать тот факт, что возможно когда-нибудь в гараже будет стоять еще одна машина, поэтому ширину желательно брать среднюю – чаще всего она составляет 80-85см;
- Длина ямы также зависит от длины автомобиля, но можно использовать как меньшие, так и большие размеры (многие делают яму на метр длиннее автомобиля, а некоторые, у кого мало места, на наоборот укоротить яму — то машина должна проехать ее вперед, то назад);
- Глубина выбоины рассчитывается исходя из роста владельца гаража – к его полному росту желательно добавить 10-15см.
При расчете размеров ямы в гараже необходимо также учитывать зазор под кладку стен и заливку пола. Если планируется кладка стен кирпичом или заливка бетоном, то яму желательно увеличить еще на 25-30 см. Если их решено выложить из газоблоков, то дополнительно нужно накинуть еще 40см. Заливка пола также украдет примерно 20см высоты. Наличие гидроизоляции подразумевает прибавку 15-17см.
Алгоритм действий
- Копаем канаву.
- Выкопать траншею для вентиляции (если будет использоваться автономная система).
- Утрамбовываем пол. Этот процесс состоит из нескольких этапов. Сначала тщательно утрамбовывают слой земли, затем насыпают на него пятисантиметровый слой щебня или гравия и также хорошо утрамбовывают. К утрамбованному слою щебня добавляем еще пятисантиметровый слой. Последним шариком делаем слой песка 5 см. Некоторые специалисты предпочитают повторять все слои заново, а другие умудряются за один раз.
- Гидроизоляция. Покрываем дно и стенки ямы гидроизоляционным материалом, куски которого укладываем внахлест на 15-20 см. Если используем рубероид, то стыки обрабатываем мастикой, если полиэтилен или другие материалы, то стыки заклеиваем двухсторонним скотчем. По верхним краям ямы гидроизоляцию закрепляем чем-нибудь тяжелым.
- Осуществляем монтаж вентиляции.
- Установите армированную сетку на пол. Перед укладкой армированной сетки на пол покрываем ее утеплителем. Если пенопласт использовать не планировалось, то закрепляем сетку на уровне 5-7 см.
- Залейте пол. Пол желательно бетонировать цементом марки М-400. Пропорции песка, щебня и цемента выдерживаем в соответствии с 2:2:1. Желательно использовать бетономешалку, если ее нет, то в смесь лучше добавить пластификатор, жидкое стекло или жидкое мыло решение. Если используем утеплитель, то делаем слой бетона около 5 см, если не используем, то не менее 10-12 см.
- Делаем паузу до схватывания бетона. В зависимости от погодных условий ждать придется от недели до двух.
- Строим стены, не забывая про проемы для освещения и ниши.
- Укладываем уголок на сделанный каркас стены. Его можно прикрепить с помощью приваренных к нему закладных (если было решено выложить кирпич) или длинных шпилек (если стена была из бетона).
- Проем между землей и стенками смотровой ямы засыпаем смесью глины и грунта, тщательно утрамбовывая все слои.
- Делаем стяжку пола.
- Сооружаем крышку для ямы.
Ограждающие конструкции
Если решено строить стены из кирпича или других блоков, то отступив от слоя грунта 10-12см, нужно начинать кладку. Для аккуратности возведения можно натянуть нити, которые будут служить уровнем. В процессе желательно через каждые пару рядов армировать кладку. Должны быть проложены вентиляционные трубы. Кладочный раствор готовят из песка и цемента в соотношении один к трем.
Если стены будут возводиться из бетона, то перед их заливкой необходимо обустроить опалубку и установить армирующую сетку. Для изготовления опалубки можно использовать доски или фанеру (она не пропускает раствор, и благодаря ей стены получаются ровнее). Фанеру лучше всего подпереть изнутри и снаружи брусками, чтобы под тяжестью раствора она не прогибалась и не деформировала стену. Ровно посередине между фанерой нужно разместить арматурную сетку. Рекомендуется выливать раствор за один раз. Снимать опалубку можно будет после полного высыхания бетона (от недели до двух).
Надеемся, что после прочтения подробной инструкции и осмотра всех фото, приведенных в этой статье, вам станет намного понятнее, как сделать смотровую яму в гараже своими руками. Не забудьте, если вы купили готовый гараж.