Как сделать водяное отопление в гараже
Сплошные преимущества
Обезопасить своего автодруга от типичных для транспорта, находящегося в неподходящих условиях, проблем (коррозия, замерзание смазки) и гарантировать себе комфортные условия на случай ремонта поможет установка в помещении гаража отопительной системы. Водяное отопление в гараже –один из лучших вариантов для создания оптимальных условий при хранении автотранспорта.
Не все так однозначно
Тем не менее, отапливаемый гараж для автомобиля в некоторых условиях может стать причиной тех же неприятностей, что и чрезмерная влажность воздуха неотапливаемых помещений. В морозную погоду растаявший снег, скопившись в виде влаги в труднодоступных местах, может вызвать коррозионные изменения металла. Решением проблемы может стать отключение отопления на время, когда воздух сухой и гараж для работ вам не понадобится. При необходимости ремонта или осмотра автомобиля достаточно будет включить систему незадолго до планируемых работ.
Схема водяного отопления гаража и вариации
Схема водяного отопления гаража состоит из котла, металлических радиаторов высокой степени теплопроводности и соединительных труб-стояков (подробнее: «Стояковая система отопления — устройство на примерах»). Нагретая в котле вода по стояку подается к батареям, постепенно их прогревая. Нагретыми батареями прогревается воздух в помещении гаража. Далее остывшая вода возвращается к котлу для последующего нагрева и дальнейшего движения к радиаторам по замкнутой системе. Наглядное изображение схемы водяной системы отопления гаража приведено на рисунках и фото (прочитайте также: «Схема водяного отопления частного дома — возможные виды расчета»).
Водяное отопление гаража относится к наименее затратным видам отопительных систем. Наиболее удобным будет устройство подобного отопления в случае, если помещение гаража примыкает к дому, так как в этом случае облегчается работа по проведению необходимых коммуникаций и появляется возможность использовать котел, предназначенный для отопления самого дома.
Уже имеющаяся магистраль центрального отопления, проведенного в доме, станет наиболее удобным вариантом для, как уже говорилось, примыкающего к основному строению гаража (прочитайте: «Централизованное отопление это одновременно плюсы и минусы»). Также подобный вариант пригоден для расположенных поблизости от дома технических помещений, при этом расстояние до дома от них не должно превышать 40-ка метров.
Что касается автономной котельной, то строительство ее будет экономически обоснованным только в том случае, если здание гаража находится на значительном расстоянии от центральной отопительной магистрали. Если же гараж находится в группе, состоящей из нескольких гаражей, так называемом гаражном кооперативе, то еще более удачным вариантом будет комплексное оборудование автономной отопительной системы для всех помещений.
Собственноручный монтаж системы водяного отопления гаража
Для собственноручной установки в гараже водяной системы отопления, необходимо следующее оборудование:
- Предназначенный для водяного отопления котел.
- Металлические батареи из сплава высокой теплопроводности.
- Металлопластиковые (наилучший вариант) соединительные трубы.
- Фурнитура для крепления труб.
- Инструменты для слесарных работ.
Определение диаметра труб и необходимого количества радиаторов
Металлические трубы, используемые для стояков, следует соединить с помощью сварочного аппарата. При использовании полипропиленовых труб необходим специальный паяльник. При соединении, трубы необходимо расположить немного под наклоном для естественного хода циркуляции теплоносителя.
Количество используемых радиаторов также необходимо определить, исходя из необходимой степени нагрева помещения гаража и приемлемого расхода электроэнергии.
Изготовление и установка расширительного бачка
Подготовка котла к монтажу
Для начала следует герметично заварить с одного конца достаточно большого диаметра трубу длиной от 60-ти до 80-ти см металлическим листом. Далее следует собрать фланец для дальнейшего присоединения к нему ТЭНов. Готовая конструкция при помощи болтов фиксируется на котле. К котлу также приваривается пара отрезков трубы. Диаметр каждого из них должен соответствовать диаметру труб, используемых в системе отопления, устанавливаемой в гараже. Подсоединив к стояку все радиаторы, а сам стояк при помощи прорезиненного шланга – к электрическому котлу, вы получите единую систему отопления. Наглядная последовательность соединения элементов конструкции продемонстрирована на рисунках и фото (прочитайте также: «Как сделать отопление в гараже: варианты устройства»).
Создание водяного отопления гаража своими руками
В зимний период у владельцев автомобилей возникают сложности в эксплуатации техники. Смазка густеет и теряет пластичность, двигатель работает с перебоями, а ремонт машины при отсутствии отопления становится настоящим мучением. Решить проблемы теплопотерь поможет качественная изоляция гаражного помещения с одновременным монтажом системы обогрева. Лучшим выбором в условиях низкой температуры является установка водяного отопления в гараже.
Общие требования
В случае установки системы обогрева своими руками, собственник недвижимости может лично выбирать срок и необходимость ее включения.
Чаще всего отопление включается при проведении ремонтных работ, и выключается на время хранения автомобиля.
Безопасность
Одним из главных требований к гаражному отоплению является его безопасность. В помещении находится большое количество горюче-смазочных материалов, а также легко воспламеняемые предметы.
В кооперативах, где конструкции располагаются впритык, пожар на отдельном участке может привести к выгоранию значительного массива. По этой причине все отопительные системы должны иметь возможность аварийной блокировки в случае возникновения ЧП.
Целесообразность
Для владельцев имущества важна экономическая целесообразность применяемых методов. Если установленная отопительная система требует значительных расходов на эксплуатацию, стоит задуматься о выборе другого способа.
Правильное гаражное отопление должно быть надежным и сохранять устойчивость к перепадам температур снаружи помещения. Также это касается перебоев подачи энергоносителей.
Схема гаражного обогрева подразумевает предварительную теплоизоляцию помещения. Отопление незащищенных строений бессмысленно – нагретый воздух будет выходить наружу сквозь щели ограждающих конструкций.
Если меры по утеплению не предприняты, какой бы качественной ни была система, она станет обогревать не гараж, а пространство вокруг него.
Конструкционные особенности
В отопительную систему жилых и технических помещений входят нагревательные котлы, металлические радиаторы с высокой теплопроводностью, а также соединительные трубы для подачи жидкости.
Нагретая в котле вода подается в радиаторы по трубам и постепенно повышает их температуру. Пока жидкость не остынет, батареи отапливают здание, а потом вода из них отводится назад в котел. Общий цикл нагрева состоит в многократном повторении данного процесса.
Однотрубная система
Однотрубная система подразумевает последовательное прохождение жидкого теплоносителя по всем батареям и его возвращение в котел. Данный вид обогрева выгоден для владельцев гаражей за счет малых расходов на покупку труб, простоты монтажа своими руками и хорошей теплоэффективности.
Однотрубное отопление предполагает разную скорость нагрева радиаторов, которая будет снижаться от первого к последнему. Неравномерность будет ощутима в многоярусных гаражах, но для одноэтажных построек это не станет проблемой.
Двухтрубная система
Для обогрева больших строений гаражного типа рекомендуется применение системы двухконтурного отопления. Труба, нагнетающая рабочую жидкость, подводится к каждой батарее по отдельности. Отработанный теплоноситель от радиаторов идет по обратным контурам и выходит в общую трубу, доставляющую его назад в котел.
Итоговая температура помещения будет одинаковой независимо от расположения батарей, что станет серьезным плюсом для владельца собственности. Из недостатков стоит отметить большое количество труб и запорных элементов, сложность монтажа и высокие затраты на установку.
Определенная сложность гаражного отопления заключается в его непостоянстве. Длительное отсутствие хозяина приведет к бездействию системы, отчего может произойти замерзание воды и разрыв труб.
Хорошим выходом станет слив жидкости, пока гараж не используется, или замена стандартного теплоносителя антифризом.
Монтажные работы
Для водяного отопления в гараже понадобится набор приборов и деталей, включающий в себя:
- нагревательный котел;
- металлические радиаторы с хорошей теплопроводностью;
- соединительные трубы из металла или пластика;
- фурнитуру для крепления;
- слесарные инструменты.
Разработка проекта
Перед началом установки обогревательной системы нужно определить диаметр труб, которые будут соединять радиаторы. Стояки с крупным сечением увеличат приток горячей воды к батареям, повысив эффективность конструкции.
Стоит учесть, что разогрев больших объемов жидкости приведет к росту расходов на электричество. Оптимальная схема – это баланс между температурой помещения и стоимостью обогрева. На данные параметры также влияет количество радиаторов в утепляемом гараже.
Расширительный бачок
Конструкция отопительной системы гаража подразумевает использование расширительных бачков. Эти элементы изготавливаются из простых пластиковых емкостей или больших канистр с отверстиями для залива, вырезанными в верхней части.
Вода, циркулирующая в системе, постоянно испаряется и требует регулярного добавления жидкости, а образующийся при закипании пар нуждается в отводе. Установка бачка проводится в нижней точке отопительной системы и на полуметровом расстоянии от пола.
Перед монтажом котла своими руками понадобится подготовить металлическую трубу определенного диаметра с полуметровой или метровой длиной. Ее крайний конец наглухо заваривается металлическим листом.
Следующим этапом станет сборка фланцев для крепления трубчатых электронагревателей и их фиксация на котле с помощью болтов. Для подвода рабочей жидкости к установке привариваются два отрезка трубы с тем диаметром, который будет применяться в системе отопления.
Обогревательные батареи крепятся к стенам гаражей при помощи специальных усиленных дюбелей. Расстояние от пола до радиатора должно составлять не меньше пятнадцати сантиметров. Для эффективного обогрева между стенами и нагревательными элементами нужно оставлять несколько сантиметров свободного пространства для циркуляции воздуха.
Отдельные элементы конструкции соединяются в систему с помощью металлических или пластиковых труб со специальными фитинговыми соединениями. Швы их стыков и развилок требуют особенного внимания при монтаже, чтобы в будущем в процессе эксплуатации не возникло протечек.
Соединение металлических труб проводится при помощи сварочного аппарата. Работа с полипропиленом потребует применения специального паяльника. Вне зависимости от материала труб, их нужно располагать на стенах под уклоном – это улучшит циркуляцию жидкости.
Система водяного отопления считается готовой после подключения радиаторов к стоякам и их соединения с котлом с помощью резинового шланга. Перед началом эксплуатации рекомендуется повторный осмотр магистрали, поиск дефектов и герметизация проблемных участков.
Экономное отопление гаража своими руками: как снизить теплопотери и чем лучше отапливаться
Многие автомобилисты трепетно относятся к машинам, поэтому готовы вкладывать силы и время в благоустройство своих гаражей. Зачастую помещение выполняет не только свои прямые функции: его используют в качестве мастерской, кладовой и даже места для отдыха в мужской компании.
Если обустроить экономное отопление гаража своими руками, в нем будет комфортно находиться в течение многих часов. Давайте попробуем разобраться, как грамотно обустроить обогрев гаража и на что нужно обратить внимание, чтобы не разориться оплачивая счета.
Достоинства и недостатки различных систем
Система обогрева гаража должна быть дешевой, и это главное требование. Владельцу гаража приходится вкладывать немалые деньги в обслуживание и ремонт автомобиля, обустройство помещения для него. Это затратно, и стоит использовать любую возможность удешевить отопление.
С другой стороны, экономия должна быть разумной: не в ущерб эффективности или безопасности системы.
Есть множество разнотипных систем и приборов, которые можно использовать для отопления гаража. Они не идеальны, имеют собственные недостатки. Каждому владельцу приходится решать, какие критерии выбора для него самые важные.
Вариант №1 – классическое водяное отопление
Для подключения отопления к гаражу не обязательно устанавливать отдельный котел, однако на общую систему ложится дополнительная нагрузка. Это нужно учитывать при покупке отопительных приборов и брать их с запасом мощности.
Расход топлива тоже увеличивается, но затраты все же ниже по сравнению с обустройством отдельной отопительной системы для гаража.
Второй вариант – обустройство отопительной системы гаража с отдельным котлом. Это хорошее решение, если постройка находится далеко от дома и теплопотери при перемещении нагретой воды по трубопроводам слишком велики.
При обустройстве водяной системы с отдельным котлом стоит использовать антифриз в качестве теплоносителя, чтобы предотвратить возможное размораживание.
Теплоноситель нагревается в котле и по трубопроводу поступает к радиаторам. Остывая, он вновь возвращается к нагревателю. Система может быть одно- или двухтрубной. От этого зависит, будут ли радиаторы подключены к котлу параллельно или последовательно.
Первый тип подключения гарантирует одинаковый прогрев всех радиаторов, однако для него требуется два трубопровода.
Для гаража лучше всего подойдет однотрубная система. Такая схема позволяет обустроить отопление с минимальными затратами на материалы, к тому же упрощается монтаж. Если радиаторов несколько, их подключают последовательно.
Стоит учесть: в каждом последующем приборе снижается температура теплоносителя.
Просторные гаражи, коммерческие автомастерские, СТО оборудуют полноценной двухконтурной системой отопления. Приходится тратиться на большее количество материалов и сложный монтаж, зато обогрев помещения будет равномерным и эффективным.
Вариант №2 – обогрев с помощью газа
Газовое отопление – самое дешевое, однако для подключения к магистрали придется оформлять разрешение соответствующих служб. Во многих случаях владельцы гаражей стараются избежать долгой процедуры согласования.
Еще нюанс: за самовольное подключение к магистральному трубопроводу или проведение пусконаладочных работ можно заплатить серьезный штраф.
Поэтому желательно все делать по правилам или использовать баллонные газовые смеси.
Если подключиться к магистрали, можно обеспечить дешевое и высокоэффективное отопление. Если же приходится пользоваться сжиженным газом, то стоит выбрать прибор, экономично расходующий топливо. Это может быть газовая тепловая пушка, инфракрасный обогреватель или конвектор.
Вариант №3 – электрическое отопление
Электрические приборы считаются самыми безопасными. Они удобны в эксплуатации, компактны, эффективны и способны моментально прогревать помещения. Любой покупатель найдет модель нужной мощности и с необходимыми техническими параметрами.
Единственный недостаток электричества – высокая стоимость, и это разом перечеркивает все достоинства. Такие электроприборы стоит выбирать только для помещений, где владелец проводит немного времени. Для постоянного отопления гаража электрообогреватели невыгодны.
Рациональное решение – покупка мобильного инфракрасного обогревателя, конвектора, тепловентилятора или теплопушки. Их легко переносить, переставлять с места на место. Самые мощные и практичные приборы – тепловые пушки.
Неудачный вариант – масляный обогреватель. Прибор имеет свои преимущества, однако больше подходит для длительного отопления. К тому же он расходует много энергоресурсов, медленно прогревает воздух.
Впрочем, бывают исключения. Так, самодельный обогреватель, собранный из старого чугунного радиатора и ТЭНа, обойдется буквально в копейки. Мощность нагревательного элемента выбирает сам хозяин, а в качестве теплоносителя можно использовать отработанное масло.
Вариант №4 – твердотопливные приборы
Котлы, печи на твердом топливе очень выгодны благодаря дешевизне угля и дров. К минусам стоит отнести необходимость строительства дымохода, что ведет к некоторому удорожанию системы.
Эти расходы окупаются за счет длительного срока эксплуатации, эффективности печек, низкой стоимости топлива (можно использовать отходы: опилки, обрезки древесины, любые горючие материалы).
Твердотопливная печь дешева, не требует подключения к централизованным коммуникационным сетям, получения разрешения на установку. Однако стоит упомянуть и недостатки: повышенную пожароопасность, необходимость постоянного контроля за горением, запах дыма в помещении, выброс вредных веществ в воздух.
Вариант №5 – жидкотопливные печи и котлы
Популярны отопительные приборы, работающие на солярке, дизтопливе, отработке. Их необязательно покупать в магазине. Вполне можно собрать своими руками жидкотопливный котел, печь для гаража и даже тепловую пушку. Корпуса таких приборов изготавливают из газовых баллонов, старых бочек, листов жаропрочной стали.
Самодельные печки не так экономичны, как модели промышленного производства, но тоже позволяют хорошо сэкономить на отоплении. Расход топлива кустарной чудо-печи или тепловой пушки сделанной своими руками составляет примерно 0.5-0.7 л/час в зависимости от мощности.
Какой вид обогрева выгоднее всего?
Все зависит от конкретных условий эксплуатации и предпочтений владельца гаража. Самая дешевая система – однотрубная водяная, работающая от газового котла.
Придется вложить немалые средства в ее обустройство, зато она настолько экономична, что затраты окупятся за 1-2 отопительных сезона. Однако это решение подходит далеко не всем.
Экономно отапливать гараж можно с помощью газовых баллонов или твердого топлива. Эти варианты не подходят, если нет возможности контролировать работу приборов, зато для обогрева в течение того времени, пока в гараже находится владелец, они хороши.
Как снизить теплопотери и не разориться?
Ни одна отопительная система не будет выгодной и эффективной, если не позаботиться о снижении теплопотерь. Обогреватели будут впустую расходовать огромное количество энергоресурсов. Это дорого и непрактично, поэтому придется утеплить ворота, стены, пол и кровлю.
Можно использовать керамзит, полистиролбетон, фольгированные утеплители, но самый дешевый и универсальный вариант – пенопласт. Он подходит для утепления всех элементов конструкции.
Его также можно использовать и для теплоизоляции пола при условии, что будет сделана плавающая стяжка: пенопласт плохо переносит механические воздействия, поэтому его заливают цементом.
Пенопластом обшивают потолок, стены и ворота гаража. Возможны два варианта – внешняя или наружная отделка стен. Оба одинаково эффективны и позволяют добиться отличной теплоизоляции постройки. Выбирать следует, исходя из соображений удобства самого владельца гаража.
Инструкция по сборке суперэкономичной водяной системы отопления:
Мини-обзор экономичной газовой печки, расходующей 0.5 л газа в час:
Советы по самостоятельной сборке масляного обогревателя из б/у чугунного радиатора:
Рекомендации по снижению теплопотерь в гараже:
Вопрос отопления гаража решить несложно. Достаточно разобраться с основными преимуществами каждой отопительной системы и с возможными ограничениями в ее использовании. Выбирать следует, ориентируясь на собственные потребности.
Главное, не забывать о правилах пожарной безопасности. Никакая экономия не стоит того, чтобы подвергать риску автомобиль и собственное здоровье.