Как провести свет в гараж: проводка и подключение
Провести свет в гараж несложно, если он располагается рядом с домом, электрощитом или линией электропередачи. При наличии электричества пользоваться гаражом будет гораздо удобнее, более того, вы сможете работать в нем с электрическими инструментами и оборудованием.
Относитесь к требованиям безопасности как можно серьезнее: пренебрежение может привести к плачевным последствиям
Начать следует с того, что проводку нужно делать скрытной – не столько ради эстетики, а сколько в целях безопасности. Если гараж сделан из листового железа, то ни о какой скрытой проводке, конечно, речи быть не может, зато в таком случае можно использовать различные коробы, рукава и гофрированные трубы.
Важно! Ради безопасности на вводе следует установить в электрощит заземляющее приспособление, в качестве которого могут быть использованы металлические пруты диаметром 1,5-1,6 см (их следует вкопать в землю вертикально и соединить между собой стальной пластиной).
Кроме того, все розетки, переключатели и проч. должны быть хорошо защищены от пыли и влаги (желательно использовать приборы класса IP44).
Как провести электричество в гараж законно
Если из гаража планируется сделать полноценную мастерскую, то понадобится трехфазный ввод, для которого, в свою очередь, необходимо посетить местный Энергосбыт и получить там технические условия (в дальнейшем нужно будет соблюдать каждый из пунктов) и соответствующее разрешение.
Гаражные ворота своими руками сделать не так и сложно. Подробнее об этом вопросе вы прочтете здесь.
Собираетесь продавать автомобиль? Простая мойка двигателя своими руками значительно увеличит его привлекательность для покупателей.
А если речь идет о гаражных массивах, то в них зачастую создаются кооперативы. Именно в таком кооперативе следует получить разрешение на электрификацию гаража, узнать, где расположен электрический щит и на каких условиях можно к нему подключиться. Кроме того, необходимо заключить договор на энергоснабжение.
Свет в гараже своими руками: поэтапное руководство
Процедура состоит из нескольких этапов, ознакомимся с особенностями каждого из них.
Этап первый. Разрабатываем схему
Начинаем работу с составления схемы проводки – это поможет предотвратить возможные ошибки при монтаже. В схеме указываем месторасположение кабелей, переключателей, розеток и светильников, соблюдая ряд приведенных ниже требований.
- Дистанция между потолком и кабелем должна составлять как минимум 10 см, а от пола до розетки – 50 см. Что касается общего выключателя, то он должен находиться справа от ворот, примерно в 150 см от пола.
- Также отмечаем, каким именно способом будем подключать каждый элемент сети. Розетка в обязательном порядке должна находиться перед переключателем, в то время как переключатели с лампой следует соединять последовательно.
- Для соединения элементом используем прямые линии, расположенные перпендикулярно относительно друг друга. Начинаем соединение с распределительного щитка.
После этого переносим составленную схему на стены. Для нанесения линий используем длинный шнур, предварительно окунув его в краску.
Этап второй. Подготавливаем инструменты и материалы
Для работы нам потребуется:
- молоток;
- отвертка-индикатор;
- зубило;
- перфоратор (если гараж не металлический);
- отвертка;
- электродрель, набор сверл;
- бокорезы;
- изолента;
- плоскогубцы;
- строительный гипс;
- саморезы;
- дюбели.
Этап третий. Монтируем проводку в гараже
Монтаж делится на две части:
- внешняя проводка (в гараж от энергоисточника);
- внутренняя.
Внешняя проводка
Электрическую энергию можно передавать в помещение двумя способами:
Выбирая тот или иной вариант, мы руководствуемся, прежде всего, взаиморасположением нашего гаража и других строений. Если он расположен дальше, чем в 25 м от столба, то при воздушной
прокладке нам придется поставить дополнительный столб. Более того, провод должен быть в 2,75 м от земли (рядом с гаражом), 3,75 м (над тротуарами) и 6 м (над проезжей частью). Линию вводим через стену на высоте 2,75 м, для чего используем изоляторы на крюках.
После работы все щели тщательно изолируем. Если высота нашего гаража менее регламентированных 2,75 м, то устанавливаем трубостойку – специальную трубу из стали, верхний конец которой выгнут под углом в 180 градусов. В таком случае ввод кабеля можно сделать даже через крышу.
Что же касается подземной прокладки, то кабель здесь нужно защитить при помощи стального короба. Ввод осуществляем посредством отверстия в фундаменте, кабель в этом месте защищаем трубой. Что важно, каждый кабель нуждается в отдельном отверстии.
В конце электрик, выполнивший прокладку, выводит провод к вводному ящику, оснащенному предохранителями и счетчиком. После этого приступаем ко второй части процесса.
Внутренняя прокладка
Она может быть двух типов (как уже отмечалось выше):
Для металлических построек используем второй способ, при котором провода следует крепить в специальных коробах либо плинтусах. Больше всего для этого подходят плоские кабели (такие, как АППР). К стенам кабели крепятся гвоздями или скобами с шагом в 40 см. Разводку выполняем горизонтально (где то в 20 см от линии потолка), для фиксации коробок используем шурупы или клей.
Если гараж из бетона или кирпича, то прибегаем к прокладке скрытого типа, причем делаем это еще перед оштукатуриванием. Если работа выполняется после нанесения штукатурки, то в нужных местах штробируем стены (проделываем канавки глубиной в 0,5-0,6 см), в которые укладываем провода, закрепив их маленькими гвоздями.
Важно! Особенностью данного способа является то, что концы проводов нужно спаивать друг с другом, иначе те будут раскручиваться или окисляться. После спаивания стыки фиксируем изоляционной лентой.
Дополнительные мероприятия
Практически в каждом гараже имеется подвальное помещение или смотровая яма. Казалось бы, для них освещение проще сделать переносным, но дело в том, что там обычно уровень влажности высокий, поэтому максимально допустимое напряжение составляет всего 42 вольта. По этой причине покупаем и устанавливаем маленький понижающий трансформатор. Также покупаем специальное оборудование, которое рассчитано именно на такое низкое напряжение.
В итоге стоит уделить немного внимания технике безопасности. При выполнении работ в обязательном порядке нужно придерживаться приведенных ниже требований.
- Не нужно торопиться, ведь главное при работе с электричеством – это безопасность.
- Любые манипуляции, связанные с электрическим током (даже банальная замена лампочки или розетки), должны проводиться только в отсутствие напряжения. С этой целью можно выкрутить пробки (если вы до сих пор их используете) или же автоматы на распределительном щите.
- Для высотных работ следует использовать козлы или помосты (никаких бочек, стульев, установленных на столы, и тому подобных сооружений).
- Обувь с одеждой должны быть максимально комфортными, чтобы движения тела не были затруднены.
- Используемые инструменты должны быть целыми и – что более важно – с изолированной рукоятью. То же касается и электрического оборудования.
И помните: если правильно проложить проводку, то она гарантировано прослужит вам как минимум 30 лет.
Как самому провести электричество в гараже
Гараж без электричества — довольно бесполезное помещение. Делать что-нибудь в таком гараже невозможно, потому что в нем всегда темно, да и инструменты включить некуда. Вообще говоря, электропроводка — штука важная, серьезная и ответственная, но совсем не такая сложная, как может показаться на первый взгляд. Провести электричество в гараже может каждый!
Электричество в гараже: базовые принципы
Что же нужно знать, чтобы самостоятельно осилить электрическую проводку в гараже? Во-первых, важно понимать, что для того, чтобы подключить точку (розетку или лампочку), необходимо подвести к ней два провода: фазу и ноль.
Кроме того, вам понадобятся некоторые инструменты. Среди них:
— острый нож для зачистки провода
— кусачки
— пара отверток (плоская и крестовая)
— пробник
Выбираем провод
Электрические кабели бывают очень разными. Это продиктовано различными сферами их применения и отличаются они по многим параметрам. Однако в квартирах и домах (а также и в гаражах) обычно применяют многожильный медный провод.
Важно, чтобы в самом кабеле было два, а лучше три провода. Один из них станет вашей фазой
, другой — нулем
, а третий — землей
. Маркировка кабеля указывает на количество жил и сечение каждой из них. Например, в кабеле 2х0,75 две жилы, каждая сечением 0,75 мм.кв. Такого кабеля вполне достаточно для проводки под освещение.
Совет! Даже если у вас в данный момент нет заземления, прокладывайте проводку с землей
. В таком случае сделать заземление в дальнейшем будет сравнительно несложно. А вот если вы выполните проводку двухжильным проводом, то, чтобы потом заземлиться, вам придется полностью ее переделывать.
Как выбрать сечение провода
Здесь можно приводить рассчеты и доводы, но мы дадим простой практичный совет. Для подключения лампочек нет смысла тянуть толстый провод. Как уже упоминалось выше, для освещения в гараже вполне подойдет многожильный медный провод 2х0,75. Такой провод выдерживает до 3кВт.
Для розеток нужен провод посерьезнее. В общем случае достаточно будет кабеля 3х2,5 (или 2х2,5 без заземления). Этого хватит для любых бытовых приборов и для большей части электроинструментов. Если вы планируете регулярно пользоваться мощным инструментом (например, сваркой), то лучше провести для этого дополнительную линию проводом 3х4 и оснастить ее отдельным автоматом.
Совет! При выборе кабеля также обращайте внимание на качество изоляционного материала. Чем мягче и эластичнее оболочка кабеля, тем легче и удобнее с ним работать. При этом изоляция должна быть прочной.
Начало работ: заводим электричество в гараже
Важно! Прежде, чем что-либо делать с электропроводкой, отключите электричество на щитке (или выкрутите пробку на счетчике) и убедитесь, что участок проводки, с которым вы работаете, не находится под напряжением.
Как же лучше подключиться к домашней сети и провести электрический кабель в гараж? Если у вас в доме установлен распределительный щиток, то проще и надежнее всего подключиться к нему.
Другой вариант — это скрутка
проводов, которая обычно идет сразу после счетчика. Нужно снять изоляцию с каждого из проводов и как можно надежнее примотать к скрутке провода, которые потянутся в гараж. После этого нужно снова заизолировать место соединения.
Однако будьте внимательны. Часто электричество на приусадебные участки заведено алюминиевым проводом. Его нельзя напрямую скручивать с медью. При контакте с медью поверхность алюминиевого провода окисляется и начинает хуже проводить ток. Сопротивление возрастает, и место такой скрутки начинает сильно нагреваться. Алюминиевые провода с медными нужно соединять специальными клеммными колодками. Они продаются в электромонтажных отделах строительных супермаркетов и в небольших строительных магазинах, где есть электротовары.
Как только вы завели провод в гараж, первым делом поставьте щиток с автоматами. Это значительно повысит безопасность вашей домашней электросети и облегчит поиск неисправностей, если таковые возникнут.
Автомат отключает нагрузку в случае если ток, протекающий по проводнику, значительно превышает номинальный ток, на который рассчитан автомат. По большому счету это предохраняет от короткого замыкания и больших перегрузок. Для освещения достаточно будет автомата на 10 Ампер. Для розеток стоит поставить автомат мощнее. Например, 25А.
Важно! У автомата две клеммы, но это не ноль
и фаза
. Автомат — это по сути выключатель, который автоматически разрывает провод в случае перегрузки. В него заводится фаза, и фаза же из него и выходит. Нулевой
провод при этом не разрывается — он пускается в обход автомата.
Совет! Жилы в кабеле чаще всего маркированы разными цветами. С самого начала выберите для себя цвет фазы, нуля и земли и придерживайтесь этого выбора. Это не только облегчит и ускорит монтаж, но и убережет вас от ошибок.
В современных щитках предусмотрены крепления для шин. Шина — это по сути длинная металлическая пластина с отверстиями для фиксации проводников. Шины здорово облегчают монтаж. Вы просто заводите фазу, ноль и землю (если она предусмотрена) на свои шины, а дальше подключаете каждую линию к шине, проводя фазу через соответствующий автомат. Выглядит это так:
Когда вы проводите электричество в гараже стоит предусмотреть минимум два автомата. Один для освещения, а другой — для розеток. При желании вы можете также выделить в отдельные линии — оснастив их автоматами — под насос, уличное освещение, розетку для сварки, деревообрабатывающего станка или другого специального оборудования.
В гараже нет смысла скрывать проводку в стенах. Во-первых, для этого потребуется бить штробы в стенах, а это пыльная и неприятная работа. А во-вторых, открытая проводка позволяет легко обнаружить и устранить неисправности, и кроме того, если вам вдруг понадобится еще одна розетка или вы захотите провести освещение в соседний сарай, вам будет гораздо легче это сделать.
Проводку в гараже лучше пустить по верху по двум причинам. Во-первых, вверху установлена деревянная обвязка для крыши, и к ней легко крепить провода обычными гвоздиками.
Во-вторых, наверху проводам будет спокойнее. Вы не повредите их мебелью или инструментами.
Хотя строго говоря, крепить провода прямо к деревянным конструкциям — не правильно и даже пожароопасно. Если вы планируете включать мощные приборы или инструменты, то лучше дополнительно упрятать провода в специальную пластиковую гофру или кабельные каналы.
Если у вас в гараже есть яма, и вы хотите провести в нее стационарное освещение, то учтите: проводить 220 вольт в нее нельзя. Освещение в яме обязательно должно быть низковольтным (от 12 до 36 вольт) — того требуют соображения безопасности. Поэтому делается это через понижающий трансформатор.
На первый взгляд может показаться, что все это сложно, но как только вы возьметесь за дело и подключите свою первую розетку, вы поймете, что ничего сложного в том, чтобы сделать своими руками электропроводку в гараже, — нет!
Провести электричество в гараже не трудно, и, научившись этой несложной работе, вы сможете самостоятельно сделать электрическую проводку не только в гараже, а практически где угодно.
Как подключить электричество к гаражу
Современный гараж без электричества — не более чем бетонная или кирпичная будка для хранения автозапчастей. Электричество в гараже может появиться раньше, чем крыша, потому что 99% инструментов работает от переменного напряжения в 220 В. Поэтому с электриками и энергетиками нужно дружить, и по возможности регулярно платить за потребленные киловатты.
Варианты подключения гаража к электросети
Способов провести электричество в гаражное помещение немало. При этом стоит оговориться, что даже бывалые автолюбители и гаражные завсегдатаи давно забросили эксперименты с незаконными врезками и подключениями. С одной стороны, энергетики научились легко вычислять халявщиков
, с другой стороны, если факт незаконного подключения будет обнаружен товарищами по гаражному кооперативу, дело примет очень болезненный оборот с далеко идущими последствиями. Поэтому действуем по закону:
- Если гараж находится в кооперативе автолюбителей, наиболее простой способ решить проблему, как подключить электричество к гаражу, — написать заявление и решить вопрос с кооперативным электриком;
- Для индивидуальных застройщиков- физических лиц есть возможность заключить договор на подключение к электросетям, после выполнения требований оформить лицевой счет, книжку, и платить за потребленную электроэнергию индивидуально;
- Провести в гаражное помещение электричество можно по схеме
папин друг
. В этом случае можно обойтись без электросетевой компании или кооператива, достаточно провести кабель от соседа по гаражу. Понятно, что способы оплаты потребленной энергии и расчеты между сторонами строятся на личных контактах.
Проще всего провести свет на условиях гаражного кооператива. Минимум бюрократии. Время подключения и индивидуальные пожелания в вопросе, как провести электричество в гараж, лучше сразу согласовать с председателем и электриком кооператива.
Последний явится к вам в гараж в самый неподходящий момент, проверит подключение гаража и проводку на наличие потаенных
розеток, и после долгих разговоров просто подсоединит контакты кабеля в распределительной коробке от общей линии к входному автомату или счетчику. После пломбировки ввода и электросчетчика будет оформлена платежная книжка и учетная карточка- техпаспорт.
При всей простоте и скорости оформления способ провести электричество в гараж от кооперативной электросети не всегда является самой выгодной идеей. Причин, по которым не стоит пытаться провести электричество от кооперативной линии, несколько:
- Воровство средств, уплаченных членами кооператива в счет оплаты за потребленное электричество. Если оплату принимают по квитанциям, растрата или хищение денег неизбежны. Единственным приемлемым вариантом будет оплата на расчетный счет кооператива;
- Коллективный или колхозный способ сбора денег никогда не отличался стопроцентной оплатой членами кооператива за потребленное электричество. Если на территории кооператива существуют частные мастерские или магазины, скорее всего, часть потребленного этими конторами электричества будет оплачиваться из вашего кармана;
- Есть смысл проводить электричество от кооперативной линии, если перечисленные выше проблемы в вашем кооперативе отсутствуют, при этом ответственными лицами предъявляются жесткие, но обоснованные требования к обустройству ввода и подключения.
Упрощенный подход со стороны электрика или председателя в вопросе подключения гаража к электричеству может обернуться очень серьезными проблемами, от пожара до регулярных аварий на линии.
Подключение гаража к электричеству своими руками
Чтобы провести электричество от ближайших линий электропередачи, необходимо обратиться в центр обслуживания электросетевой компании с минимальным пакетом документов. Некоторые компании допускают подачу заявки через специализированный сайт или веб-сервис. В комплект документов, предоставляемый в сетевую компанию, входит:
- Письменное заявление или заявка на выполнение работ по подключению гаража к электросети;
- Технический план или проект электропроводки гаража с описанием точек потребления и общей нагрузки;
- Заверенные копии документов, подтверждающих право владения гаражом.
Далее, чтобы правильно провести проводку по гаражу и установить необходимые приборы, сетевая контора должна выдать на руки технические условия с четко сформулированными требованиями к сети и оборудованию, которое потребуется установить в гараже своими руками и за свой счет. Все работы по обустройству проводки от линии до помещения потребителя должна провести сетевая энергокомпания за свой счет. Все предложения провести в гараж часть линии или установить столбы электропередачи являются незаконными.
После обустройства своими руками в гараже предусмотренного проектом оборудования и кабеля приглашаются представители компании, которые проводят осмотр и фиксируют результаты ревизии
в акте. Данный документ дает возможность компании провести свою часть линии, после чего подключить электричество к входной линии в гараж.
Стоит процедура проведения и подключения электричества не более 600 руб. за один объект.
Если в непосредственной близости к отдельно стоящему гаражу нет электролиний, и нет возможности провести электричество от ближайшего потребителя по схеме друг папы
, можно попытаться организовать освещение в гараже с помощью стоамперного автомобильного аккумулятора и небольшого ветряка- генератора с размахом крыла 80- 100 см. Такое устройство выдаст 150- 200 Вт электроэнергии, что вполне достаточно для регулярной подзарядки и нормального освещения.
Обустройство вводной части и щита гаража
Проще всего провести электричество внутрь помещения с помощью так называемого гусака. Это металлическая дюймовая труба, устанавливаемая на крышу здания. На верхней части трубчатой стойки закрепляется штырь с керамическим бочонком изолятором. Если в техусловии, выданном электросетевой компанией, допускается подобная схема, вам придется провести трехжильный СИП кабель от автомата на электрощитке через гофрированный или трубчатый канал и трубу гусака на крышу гаража. Высота гусака принимается 200- 220 см, свес выпускного куска кабеля должен находиться на высоте 200 см. Электросетевая компания должна провести свой кабель от линии до керамического изолятора на гусаке. Подключение выполняется соединением соответствующих жил кабелей.
В большинстве случаев энергетики считают такой способ подвода электричества устаревшим и настаивают на выносном столбе- опоре. В этом случае компании проще провести кабель от линии на столбе к входному щитку на стене здания. Для жилого здания этот способ вполне обоснован, но для гаража не подходит, так как счетчики на внешней стене гаражного помещения зачастую просто разбивались вандалами. Убедить энергетиков непросто, так как у электросетевой компании есть подозрение, что к контактам на крыше очень легко подключить сварочный аппарат или печь самостоятельно, до электросчетчика.
Второй вариант, как можно провести кабель внутрь гаража, предусматривает подземную укладку силового кабеля в металлической трубе от ближайшего столба с линией электропередачи. Потребуется выкопать траншею на глубину 80 см, уложить трубу и провести кабель от электрощитка к столбу. При этом стальная труба должна выходить из грунта на высоту не менее 2,5 м.
Проще всего провести кабель от линии гаражного кооператива. Чаще всего линия проложена под свесом крыши гаражей или воздушным путем на опорах, установленных над выводами — гусаками. Такой вариант провести и подключить электричество обойдется в десять раз дешевле, чем морочить голову с траншеей. СИП кабель из вашего гаража по металлическому гофрированному рукаву подводится к ближайшей распределительной коробке. Обычно на каждые два гаража ставится одна коробка.
Заключение
Внутри гаража СИП кабель подключается к входному автомату и электросчетчику. Как правило, электрики отказываются подключать к простому рубильнику, и они правы. Перед тем как провести электроэнергию, в гаражном помещении необходимо установить УЗО, счетчик, автомат защиты от КЗ и пакетники, с помощью которых можно отключать отдельные сегменты проводки, розетки и внутреннее освещение. Практически весь объем работ по проведению электричества можно выполнить в гараже своими руками, но только при одном условии – у вас на руках должен быть детальный чертеж с подробным описанием всех требований по монтажу и установке оборудования внутри гаражного помещения.